Мозаика – пожалуй, самый древний из известных декоративных отделочных материалов. Николай Рерих называл мозаику «осколком древности». Еще не были известны краски, люди не умели обрабатывать металл, а тяга к прекрасному была свойственна человеку с тех давних пор. Поэтому укладывать кусочки разноцветного камня в красивые узоры или даже картины для украшения своего жилища люди уже умели и делали это прекрасно! До нас дошли многие образцы созданного тысячелетия тому назад, т. к. мозаика – один из самых стойких (если не самый стойкий) отделочных материалов. Само слово «мозаика» родом из Древней Греции и означает грот (пещера) Муз, т. к. дворцы со статуями Муз украшались мозаикой.
Старейшие образцы античной мозаики , т. н. Римской мозаики относятся к 4 веку до н. э. Напольные и настенные Римские мозаики решали две задачи – красоты и функциональности. Сюжеты этих мозаик варьируются от орнаментов до художественных картин с изображением животных, мифических персонажей или жанровых сценок из обыденной жизни. Римской мозаике присущи легкость, игривость и вместе с тем она создает впечатление роскоши и богатства. Прекрасные полы Римской мозаики, сохранившиеся на всей территории бывшей Империи (зачастую единственное, что сохранилось от постройки) и сейчас, спустя тысячелетия, не утратили своей красоты.
На протяжении веков мозаика не выходила из моды но менялись способы ее обработки – это уже не просто кусочки камня, а разнообразный обработанный натуральный камень: от галечного до полудрагоценного оникса. Чаще всего это мрамор, который сравнительно легко обрабатывается и имеет богатую палитру красок, но применялись и другие материалы – такие как смальтированное (вареное) стекло, которое привнесло новые краски и придало особую легкость, воздушность изображению.
В Византии в смальтированное стекло начали добавлять золото, медь, ртуть – что открыло целую эру в искусстве мозаики – Византийскую. Здесь на первое место выходит эстетическая задача мозаики – ею стали украшать соборы, усыпальницы. Если Римские мифологические образы хорошо смотрятся как в общественных термах так и частных атриумах, то в Византии стали создавать грандиозные по замыслу и масштабу полотна на Библейскую тему. В этот период созданы такие шедевры мирового искусства в области мозаики, как Собор Айа Софии в Константинопле и церкви в Равенне. Особенностью Византийской мозаики стало выкладывание на фоне золотой мозаики фигур и предметов. Создавалось единое золотое поле, которое в свете мерцающих свечей создавало эффект движения всей картины.
Большинство приемов Византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Со временем расширялась и сфера использования мозаики, ею стали украшали дворцы знати и просто улицы богатых городов – таких, как Генуя.
Флорентийская мозаика возникла в эпоху Возрождения как результат победившего принципа художественного реализма, для которого старинные техники мозаики казались слишком условными. Венецианская знать ценила Флорентийскую мозаику как средство для демонстрации своего благополучия. Произведения создавались с расчетом на вечность, чаще всего это пейзаж или натюрморт, который подобно старинной картине был благороден и утонченен. Новая техника предполагала изготовления живописных картин из плотно пригнанных кусочков каменных пластин. Для мозаики используют различные ценные природные камни, такие как яшма, лазурит, родонит, мрамор и др. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописное панно таким образом, что бы использовалась, помимо цвета, и природная текстура камня. Пластины могут быть любой формы, но собираются они друг к другу так плотно, чтобы швов на полотне не было видно. Флорентийская мозаика по трудозатратам и материалам является самой сложной и дорогостоящей даже с использованием современных технологий обработки камня. Поэтому используется, в основном, для изготовления как самостоятельных картин, так и в качестве художественных вставок.
декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило – на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.